«Под небом голубым…» Судачили, что Гребенщиков присвоил авторство песни, а как было на самом деле

«Главное, чтобы услышали».

История песни «Город золотой»

Борис Хомичев Под небом голубым есть город золотой С прозрачными воротами и яркою звездой… Кто любит — тот любим, кто светел — тот и свят, Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад — многие, впервые услышав эти слова, проникновенно спетые Борисом Гребенщиковым под волшебную мелодию группы «Аквариум», испытали необыкновенное чувство: вот оно, родное, сокровенное, когда с души слетает шелуха и начинает учащенно биться сердце!.. С давних пор мы с друзьями поем эту песню в особые моменты наших встреч, она стала больше чем песней: знаком узнавания для многих родственных душ. Но как родился «Город», всегда было тайной. Даже сам БГ, исполнив его первый раз в 1984 году на концерте в Харьковском университете, сказал, что не знает, кто написал эту песню. Существовало множество версий, но постепенно с музыкой определились: это старинная канцона некоего Франческо да Милано, дошедшая к нам из эпохи Возрождения. С автором стихов оказалось сложнее: называли самого БГ, Алексея Хвостенко, известного в среде питерского «андеграунда» 70–80-х годов прошлого века рок-барда, даже Елену Камбурову. И вот несколько лет назад в результате почти детективного расследования, проведенного Зеевом Гейзелем, известным в Израиле публицистом, переводчиком, бардом, открылась поистине удивительная и красивая история! А началось все с одной из грандиознейших мистификаций XX века! Итак, начало 70-х. Фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI–XVII веков», теперь уже легендарную, которая произвела настоящий фурор. Она открыла неведомый советскому человеку красивейший и загадочный мир старинных мелодий и образов. Ее заслушивали «до дыр» и взрослые, и дети, и профессиональные музыканты, и обычные люди. Пьесы с этой пластинки стали музыкальным фоном множества радио- и телепередач и даже фильмов. И первым номером на ней была «Канцона», ставшая прообразом «Города золотого». О ее авторе, Франческо да Милано (1497–1543), в аннотации было сказано, что он один из выдающихся лютнистов, прозванный современниками-флорентийцами «божественным» и разделивший этот неофициальный титул с «божественным» Микеланджело. Он служил лютнистом у Медичи, а позднее у папы Павла III, создал множество канцон, фантазий и ричеркаров. Но почему-то нашей «Канцоны» не нашлось в подробном папском каталоге произведений «божественного» Франческо, а специалисты считают музыку на пластинке не лютневой, а гитарной, а саму пластинку вообще профанацией! Даже не подделкой, говорят они, ведь автор явно не ставил такой задачи. На лицевой стороне обложки указана фамилия «Вавилов». Он исполнитель всех произведений на лютне, хотя в записи участвовали флейта, орган, валторна, даже меццо-сопрано… Увлекательное расследование установило, что сам же Вавилов и сочинил все композиции! Кроме одной. Вдохновившись эпохой Возрождения и ее музыкой, он решил освоить старинную лютню, точнее, лютневую гитару собственного изготовления и где-то в 1968 году сочинил чудесные композиции в духе эпохи. Сначала Вавилов начал играть их на своих концертах, предваряя исполнение звучными ренессансными именами. Публика, в том числе искушенная, была в восторге. И тогда он осмелился издать пластинку! Названия композиций («Канцона», «Ричеркар» и так далее) и уважаемые авторы (Ф. да Милано, Н. Нигрино, В. Галилеи и другие) были для правдоподобия приписаны к сочиненным композициям произвольно, по собственным ассоциациям. Сразу вопрос: зачем же он это сделал? Видимо, только так он надеялся донести свои произведения до широкой аудитории и этим привлечь интерес к старинной музыке да и к самой эпохе Возрождения. Это подтвердила дочь Владимира Вавилова Тамара: «Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией „Вавилов“ никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии». И надо заметить, что смелая мечта осуществилась! За 35 лет (даже больше), что прошло с тех пор, пластинка много раз переиздавалась и мгновенно расходилась, передаваясь по цепочке друзей, и до сих пор продолжает переиздаваться, теперь на CD. Ренессанс вдруг оказался очень близким, а его мелодии запоминались навсегда! Композиции под именами псевдоавторов вошли в хрестоматии, учебные пособия, самоучители. Скольких авторов они напрямую или косвенно вдохновили на новые произведения! А Франческо да Милано и Никколо Нигрино со товарищи неожиданно вновь стали знаменитыми, но уже в России. Интересно, что чувствовал композитор, когда «пластинка с его музыкой появилась чуть ли не в каждой интеллигентной семье в СССР»? И как жаль, что он чуть-чуть не успел услышать ту самую песню, которая благодаря Гребенщикову, телевидению, фирме «Мелодия» и культовому фильму «Асса» (1987) полюбилась миллионам!.. Владимир Вавилов умер в Ленинграде в 47 лет в марте 1973-го. В эти самые дни в Москве, а вскоре и в Питере впервые зазвучали под звуки гитары слова: «Над небом голубым…» Но все по порядку. Поистине, никогда не знаешь, где прорастут зерна, важно — сеять! Наш следующий герой — 36-летний Анри Волохонский, химик по образованию, но поэт-философ по призванию, «человек поистине возрожденческого идеала». Шуточные пьесы и басни, проза и длинные многофигурные поэмы, ирония и метафизика, венки сонетов и философские трактаты, толкование Апокалипсиса и квазипереводы Катулла, Джойса, книги «Зоhар»… И при этом «самиздат» и единственное стихотворение в журнале «Аврора» — типичная судьба поэта «бронзового века». Мифологический шлейф и вынужденная эмиграция в 1973 году… Но до нее еще есть немного времени! А между тем вот уже месяц Анри не дает покоя пластинка «Лютневая музыка XVI–XVII веков», оставленная кем-то из друзей, а мелодия «Канцоны» и вовсе постоянно звучит в голове. Почему-то в памяти стали всплывать знакомые места из Экклезиаста: Небесный Град Иерусалим, его невиданные звери, символические библейские персонажи: орел, телец и лев. И загадочный оборот «исполненные очей»… Ноги сами привели поэта в мастерскую к его другу Акселю, где он за 15 минут «наиправдивейшего диктанта свыше» написал стихотворение, начинавшееся со слов Писания: «Над небом голубым…», и назвал его просто — «Рай». Бориса Гребенщикова эта Песня глубоко «зацепила»  и через восемь лет он стал пятым её исполнителем, уже в известной всем редакции. Она получила название «Город», и у нее изменилось первое слово: «Под небом голубым…». Многие утверждают, что это Борис плохо расслышал или запомнил, сколько лет-то прошло! Однако сам БГ считает это принципиальным, ибо, говорит он в одном из интервью, «Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно». Более сотни раз «Город» звучал на концертах «Аквариума» в десятках городов, в 1986 году песня вошла в альбом «Десять стрел». В 1987 году она прозвучала на всю страну в культовом фильме Сергея Соловьева «Асса», правда, без имен создателей песни в титрах, поэтому с тех пор автором повсеместно считался БГ. «Город» стал своего рода гимном целого поколения. Анри Волохонский: «Я ему исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд — чушь». Немного грустно, что за столько лет никто даже не упомянул: «авторы песни А. Волохонский и В. Вавилов», зато далеко не каждому посчастливилось написать произведение, которое знает и любит вся страна. Тем более что обоих роднит желание: «главное, чтобы услышали». Вот такая история. Уже  40 лет живет в мире удивительная Песня, и поет ее уже совсем новое поколение. Уверен, что и следующее запоет. Потому что столько замечательных людей вложили в нее самое лучшее, что у них есть. И потому что всегда была и будет у людей, что бы ни происходило за окном, потребность в свете, чистоте, любви, в звездном небе над головой. Оригинал взят у

8 апреля 2017 года на восемьдесят втором году жизни умер Анри Волохонский. Он четверть века посвятил науке, с конца пятидесятых писал стихи, песни и пьесы, около десяти лет работал на «Радио Свобода». Широкой публике Анри Гиршевич известен, прежде всего, как автор стихотворения «Рай», которое впоследствии стало знаменитой песней «Город золотой» («Над твердью голубой», «Город»).

Несмотря на огромную популярность музыкальной композиции, браться за статью о ее истории долгое время не хотелось, так как на разных сайтах давно опубликованы интересные и содержательные исследования, посвященные созданию и толкованию смысла произведения. Но оставить без внимания легендарную песню, тем самым не почтив память замечательного поэта, было бы с нашей стороны просто неприлично.

Давайте разбираться, как была написана великолепная песня и почему многие до сих пор считают ее детищем Бориса Гребенщикова.

История мелодии песни «Город золотой»

Но начнем мы не со стихотворения, которое легло в основу будущей песни, а с музыки. В 1972 году советский монополист грамзаписи, фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Лютневая музыка XVI-XVII веков» советского композитора, лютниста и гитариста Владимира Вавилова.

Открывала сборник «Сюита для лютни: Канцона и Танец». Ее автором был указан Франческо да Милано, однако позже выяснилось, что автором произведения был сам Вавилов. Он же сочинил почти все остальные композиции, вошедшие в пластинку, кроме «Спандольетты» и «Зеленых рукавов».

О причинах, заставивших его скрыть авторство, говорит Тамара Вавилова, дочь Владимира Федоровича:

Отец был уверен, что сочинения безвестного самоучки с банальной фамилией «Вавилов» никогда не издадут. Но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна. Это было ему гораздо важнее, чем известность его фамилии.

Композитор умер 11 марта 1973 года, приблизительно через год после выхода пластинки.

История текста песни «Город золотой»

Еще до смерти Вавилова, в ноябре 1972 года, Анри Волохонский сочинил стихотворение «Рай», начинавшееся словами «Над небом голубым…».

Аксель [художник Борис Аскерольд] делал тогда это самое «Небо на земле» [мозаичное панно в Таврическом саду]… А мы делали вид, что помогаем Акселю — кололи смальту и составляли куски мозаик по его росписям, впрочем, довольно бездарно. Акселю приходилось нас поправлять. А я вообще по большей части лодырничал. В прямом смысле слова он мне ничего не говорил и не советовал, но атмосфера была та самая.

По воспоминаниям автора, строчки будущего хита появились на свет за четверть часа. Положить их на «Канцону» Владимира Вавилова помог Алексей Хвостенко, соавтор и близкий друг Волохонского.

Версии песни «Город золотой»

Первым исполнителем песни стал также «Хвост», спевший «Рай» в характерной для него манере.

Впоследствии магнитофонная запись передавалась из рук в руки. Композицию пели Елена Камбурова, несколько изменившая слова песни, Виктор Луферов и другие барды.

Борис Гребенщиков включил ее в свой репертуар лишь в 1984 году, услышав песню в спектакле «Сид» театральной студии «Радуга». Считается, что впервые он спел композицию в Харьковском университете. Лидер «Аквариума» изменил первую строчку текста, перенеся «город золотой» с небес на землю.

Анри Волохонской воспринял подобную интерпретацию философски:

Видимо, у Гребенщикова была плохая копия [записи Хвоста]. Что-то он, возможно, заменил ради музыкального благозвучия, как он его видел. А вот что касается «Над небом голубым» – мне кажется, что они опасались антирелигиозной цензуры, вот и заменили это…

Вот еще одна цитата автора по теме:

Где-то в конце восьмидесятых у нас поставили советское телевидение, и вдруг смотрю — БГ поёт мою песню. Что ж… Хорошо поёт. Ну, текст немножко искажает, но это не беда. Бывает. Да ведь все песни существуют в более-менее искажённом виде. Возьмите, скажем, «Хасбулат удалой». Там ведь совсем другой текст, чем тот, который поётся. В общем, я обрадовался даже. Это, знаете, придумывают всякие глупости, говорят про этого бедного БГ, что он, мол, не имел права… Почему? Конечно, имел.

Известия

Алексей Хвостенко высказался более резко:

Да, подпортил текст – он ее, наверно, усвоил на слух. Слух у парня так себе – что же делать…

Борис Борисович пытался объяснить изменение в словах песни таким образом:

А тогда мы сравнивали наши версии: я, не расслышав, пел «Под небом голубым», а у него [Хвостенко] – «Над небом голубым». Принципиальная богословская разница, о которой мы тогда, в Париже, заспорили в четвертом часу ночи. Мы сравнивали наши версии. Я ему говорю: «Как автор ты, естественно, обязан поддерживать свою версию, но я эту песню услышал и запомнил вот так, и мне представляется, что рай не обязательно искать где-то в другом месте, мне кажется, что его можно увидеть на Земле». По-моему, он оценил мою точку зрения.

Аквариум. Справочник

Композиция, озаглавленная как «Город», вошла в альбом «Десять стрел» группы «Аквариум».

А после того, как песня «Город золотой» вошла в саундтрек культового фильма «Асса» режиссера Сергея Соловьева, она стала невероятно популярна на территории всего СССР.

Интересные факты

  • Песня «Рай» переведена на иврит, английский, украинский, греческий, белорусский, испанский и некоторые другие языки.
  • Композиция входит в списки «100 лучших песен русского рока в ХХ веке» («Наше радио») и «100 песен, изменивших нашу жизнь» (Time Out).

«Рай», Анри Волохонский

Над небом голубым есть город золотой С прозрачными воротами и яркою стеной А в городе том сад, все травы да цветы, Гуляют там животные невиданной красы

Одно – как желтый огнегривый лев, Другое – вол, исполненный очей, С ними золотой орел небесный, Чей так светел взор незабываемый

А в небе голубом горит одна звезда Она твоя, о, ангел мой, она твоя всегда Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад

Тебя там встретит огнегривый лев, И синий вол, исполненный очей, С ними золотой орел небесный, Чей так светел взор незабываемый

Цитаты о песне

Я ему [Борису Гребенщикову] исключительно благодарен. Он сделал эту песню столь популярной. Ведь Гребенщиков исполнил эту песню тогда, когда и моего имени нельзя было называть, да еще и в фильме, и в столь популярном фильме! Рассказы о том, что я будто бы подавал на него в суд — чушь.

Анри Волохонский

Царство Божие находится внутри нас, и поэтому помещать Небесный Иерусалим на небо… бессмысленно.

Борис Гребенщиков

Прокрутка Шрифт 100

 Am E7 Am E7 Am    Под небом голубым есть город золотой        Dm Dm6 F+7 E7 С прозрачными воротами и яркою звездой.      Am E7 Am E7 Am А в городе том сад, все травы да цветы,    Dm Dm6 E7 Am Гуляют там животные невиданной красы.  Припев:    A7 Dm Одно – как желтый огнегривый лев,     G7 C Другое – вол исполненный очей.    Dm F7 E7 С ними золотой орел небесный,  Dm F7 E7 Am Чей так светел взор незабываемый.     Am E7 Am E7 Am    А в небе голубом горит одна звезда.        Dm Dm6 F+7 E7 Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.     Am E7 Am E7 Am    Кто любит тот любим, кто светел – тот и свят.    Dm Dm6 E7 Am Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.  Припев:    A7 Dm Тебя там встретит огнегривый лев,     G7 C Другое – вол исполненный очей.    Dm F7 E7 С ними золотой орел небесный,  Dm F7 E7 Am Чей так светел взор незабываемый.

Аппликатуры аккордов

Песни группы «Аквариум» нередко вызывают трудности в собственном толковании смысла. Иногда он так глубоко вплетен в слова, что вытащить его оттуда является настоящей проблемой. Песня «Город золотой» как раз является одним из таких произведений. Мы же решили все-таки попробовать вдуматься в смысл строк и вынести оттуда смысл. Думаем, это поможет лучше осознать всю глубину музыкального произведения. Давайте же начнем!

Смысл песни «Город золотой»

На самом деле, как бы фанаты не заявляли об удивительной сложности осознания смысла, он лежит достаточно на поверхности, нужно лишь немного «копнуть».

Золотой город — это рай. Он необыкновенно красив, в нем существует лишь гармония всех его элементов. Тут и красиво, и животные водятся фантастические, и звезда освещает все небесно ярким светом.

Но самое главное, это описание способа попадания в рай. Только самые добрые, светлые душой смогут войти в это чудесное место. Иным вход попросту закрыт. Жизнь в раю — высшая ценность для каждого верующего человека. Именно здесь он сможет найти покой после своей смерти.

Если вдуматься, перед нами достаточно простое описание рая. Здесь не описывается его устройство и иные нюансы. Мы не видим точное описание. Однако, скорее всего, это сделано намеренно. Исполнители лишь задали основной вектор понимания этого места, а дальнейшее его описание — лишь плод вашей фантазии. Возможно, это говорит нам о том, что рай может «подстраиваться» под желания попавших в него людей (или же их душ). Но, несмотря на размытое описание, рай представлен сугубо добрым и светлым местом. В нем нет пошлости и похоти, а лишь духовное умиротворение, которого всегда не хватает в жизни. Однако сейчас у душ есть полноценная возможность отдохнуть и понять себя. Рай — вечен, как и жизнь в нем, поэтому времени на это предостаточно.

А что, если в песне говорилось не про религиозный рай? Существует и такая теория расшифровки смысла. Она гласит, что это место — ничто иное, как фантазии и мечты человека. Они устремляются прямо в небо, поэтому и находятся там. Мир грез — невероятен, тут может быть абсолютно все. Поэтому мы и видим диковинных животных и звезд нереальной красоты.

В таком случае, песня показывает нам, что мысли человеческие, если они направлены в доброе русло, сродни отдельному миру. Они — прекрасны и фантастичны, поэтому и обладают настолько положительной энергетикой.

Однако эта теория вряд ли имеет право на существование, ведь в самой песне нередко используются религиозные образы — тот же ангел. Тогда стоит понимать, что единственной правильной теорией относительно смысла является именно толкование о рае. Это фантастическое место не имеет аналогов ни в одном из уголков Земли. Но нужно понимать, что попасть туда не так просто — для этого нужно прожить действительно праведную жизнь. Исполнители песни «Город золотой» как раз и советуют сделать это. И, самое главное, нужно понимать, что начать жить правильно никогда не поздно.

Сложно вспомнить настолько же глубокое произведение! Группа проделала огромную работу над текстом, что только положительно сказалось на всей песне. Ее приятно и слушать, и разбираться в ее смысле. Вот это музыка в самом положительном смысле этого слова!

play btn

Аквариум

Русский рок

Скачать

  • Аквариум Город золотой 02:39 dl
Похожие треки
  • Кино Легенда 04:09 dl
  • Кино Закрой за мной дверь, я ухожу 04:16 dl
  • Кино Печаль 05:33 dl
  • Кино Невесёлая песня 04:18 dl
  • Кино Последний герой 02:15 dl
  • Вячеслав Бутусов Бесконечность 05:45 dl
  • Кино Красно-жёлтые дни 05:50 dl
  • Кино Когда твоя девушка больна 04:21 dl
  • Молодые ветра 04:25 dl
  • Кино В наших глазах 03:34 dl
  • Кино Апрель 04:41 dl
  • Кино Следи за собой 05:00 dl
  • Кино Нам с тобой 04:50 dl
  • Кино Война 04:04 dl
  • Пикник Там, на самом краю земли 02:12 dl

Все треки можно послушать не только на стационарных ПК, но и на мобильных устройствах и планшетках под управлением операционных систем Android и IOS. Мы выкладываем песни только в хорошем качестве с возможностью прослушивания без регистрации. Помимо прослушивания, вы можете скачать любую песню на ваше устройство. Делитесь с друзьями и добавляйте наш сайт в закладки, чтобы скачивать только лучшие песни с сети, которые мы ежедневно собираем специально для вас.

Ссылка на основную публикацию
Похожее